Пока мы, креативщики РФ, на панике бегали из угла в угол в 2022г. рисуя в своих головах картины Мордора. В США тем временем, искусство и культурные дисциплины сделали добавленную стоимость на своих товарах и услугах для ВВП страны на сумму 1,2трлн $, тем самым заняв 2 место среди сравниваемых секторов, а если переводить на российский классификатор, то от 3,2 трлн.$
Но в отличие от Российской федерации в сравнительные отрасли не вошла it_шка и ПО. В статье РБК приводится такая информация “Вклад креативных индустрий в ВВП России, по результатам исследования АСИ, в 2021 году составил приблизительно 4,87%, или более ₽6 трлн, из них 2,3% — разработка ПО.”
Мы, в Blue Chip`s поверить не могли, что в государственной думе it и разработка ПО входят в креативную экономику, а здесь непосредственно можно ознакомиться и самим документом. Безусловно данный манёвр выгодно выделяет отрасль по финансовым показателям, но как-то это не вяжется с реальностью. С таким же успехом, производные от точных наук, по аналогии, почему не назвать креативом?
Иными словами, можно смело минусовать 4трлн, а если более детально изучить классификатор, то и того меньше. И мы не удивились бы, если к креативной экономике еще отнесли какой-нибудь общепит, хотя стоп (Wtf!), его и отнесли, скрольте до самого низа документа, приложение №1.
И если авторам данной классификации не понравилось бы, что Голдман своровал у их подсчётов аж 4 000 000 000 000 (трлн) рублей или 66,6% вклада креативного сектора в ВВП. Тогда, для объективности эксперимента, к креативной экономике США можно также добавить недостающие технологические отрасли, которые есть в перечне у РФ. Таким образом, если взять долю IT и ПО в этих двух секторах, можно оценить совокупный вклад отрасли информационных технологий в ВВП США на уровне около 2 триллионов долларов в 2022 году и приплюсуем их к имеющимся 1.2 трлн.
Итого, 3,2 трлн $ в пересчёте по среднему курсу, 70 рублей за 1 доллар в 2022году, нам дают 224 трлн рублей, что в 37,3 раза больше чем добавленная стоимость в ВВП России, в сегменте креативная экономика.
Конгре́сс США — законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти США, чем-то напоминает думу Российской федерации, учредил в далёком 1965 году Национальный фонд искусств, далее NEA.
NEA независимое федеральное агентство, которое является крупнейшим спонсором искусства и художественного образования в сообществах по всей стране и катализатором государственной и частной поддержки искусства.
NEA - единственное федеральное агентство, проводящее периодический анализ ценности и влияния искусства на жизнь американцев. На протяжении почти 40 лет управление исследований и анализа NEA выпускало исследовательские публикации, конференции и материалы по темам, связанным с искусством, представляющим интерес для политиков, педагогов, журналистов, исследователей и практиков культуры, а также широкой общественности. Многие из этих продуктов появились в консультации или сотрудничестве с другими федеральными агентствами, такими как Бюро переписи населения США и Бюро статистики труда.
И после 2010 года, в фонде начали готовиться к взятию новой вершины — пониманию востребованности культуры и искусства в обществе, где мерилом был бы спрос, оформленные сделки через налоговую, с теми или иным продуктом.
И вот, для культуры и искусства США, 5 декабря 2013 года произошёл новый виток развития — NEA заколабились с бюро экономического анализа США (BEA). Плодами их сотрудничества стало статистическое исследование ACPSA. Нам далась не просто расшифровка этой аббревиатуры, но если простыми словами, эта статистическая система разработана для измерения вклада культурных и творческих отраслей в экономику.
Проще говоря, ACPSA - это специальный инструмент, который помогает оценить и проанализировать экономическую деятельность, связанную с искусством, культурой, творчеством.
1. Выделить и измерить экономический вклад культурных и творческих индустрий (например, музыка, кино, дизайн, исполнительские искусства и т.д.).
2. Предоставить более точные данные о доходах, занятости, экспорте/импорте в этих секторах.
3. Проследить тенденции развития культурных и творческих отраслей экономики.
4. Обеспечить лицам, принимающим решения, актуальную статистическую информацию для разработки политики в сфере культуры.
То есть, ACPSA - это специальная "статистика в статистике", которая позволяет глубже понять экономическую роль культурных и творческих индустрий в национальной экономике.
Изначально, стояла задача очертить рамки, что есть креатив, и какие отрасли туда можно отнести, включая даже те, которые находятся в других секторах. В итоге "статистика в статистике" вбирает в себя категории выбранных отраслей с использованием Североамериканской системы отраслевой классификации - NAICS (что-то вроде наших ОКВЭД), составленной на основе данных BEA на уровне штата, о занятости (работники, занятые полный и неполный рабочий день), оплате труда и добавленной стоимости по отраслям. Сравнения не являются взаимоисключающими — искусство и культура включают, например, части других секторов, таких как строительство, услуги или розничная торговля.
Пересмотренные оценки показывают, что искусство является большей движущей силой ВВП и рабочих мест, чем предполагалось ранее. Благодаря статистическому счёту ACPSA у нас есть данные, что в 2013 году искусство и культурное производство внесли в экономику США более 698 миллиардов долларов, или 4,32 процента в валовой внутренний продукт США, больше, чем строительство (586,7 миллиарда долларов) или транспортировка и складирование (464,1 миллиарда долларов). Уже тогда, как видно из сравнения секторов, креативная экономика занимала ведущую роль в формирование показателей страны, но за 10 лет, индустрия переросла себя в почти в два раза, став четвёртым сектором, после it, торговли и финансов.
It и разработка ПО - 2,000,000,000,000 долларов США
Финансовый сектор - 2,000,000,000,000 долларов США
Розничная торговля - 1,621,032,200,000 долларов США
Общая сумма ACPSA* - 1,102,084,995,000 долларов США
Строительство - 1,090,108,500,000 долларов США
Транспортировка $920,511,200,000
Добыча полезных ископаемых $457,437,900,000
Коммунальные услуги $438,207,000,000
Услуги в области образования - 293 449 900 000 долларов США
Сельское и лесное хозяйство - 270 821 000 000 долларов США
Помните, выше по тексту наш манёвр, где ⅔ относящиеся к it и разработке ПО мы заминусовали, создав более справедливые сравниваемые показатели с США.
Сейчас нам так же необходимо сделать определённую конвертацию величин, что бы ради любопытства, понять, что востребование услады брюха/нужда в России(первый, низший уровень по пирамиде потребностей Маслоу), или закрытие эстетических потребностей, таких как гармония, порядок, красота (шестой, предпоследний уровень по Маслоу) в США.
Дабы вести повествование в единой системе оценок, то нам необходимо найти аналог количественного измерителя, коим является “добавленная стоимость”. В корпоративной отчетности по МСФО, по которому принято вести количественные и качественные измерения во “взрослых” компания, аналогичным показателем является "Валовая прибыль".
Начнём с лидерам индустрии X5 group, валовая прибыль компании выросла по итогам года на 13,2% г/г до 635,2 млрд руб
Закончим номером два — Магнитом, валовая прибыль увеличилась на 23,2% год к году, до 535,5 млрд руб.
Суммарный показатель, как видно из приведенных выше цифр равен 1,170,400,000,000 рублей РФ т.е как видно, очень похоже на отчётность по ACPSA - 1,102,084,995,000 долларов США, вот только курс валют мешает быть похожим, в полной мере.
Пугающая статистика, где две крупнейшие FMCG сети с их 26731 магазинами Магнит и 21323 магазинами Х5 продают в 70 (средний курс за 2022г) раз меньше, чем креативная экономика штатов за год. Все эти магазины располагаются на бескрайних просторах, а именно 9,258 кв. км и 9,107 кв. км соответственно, хоть в чём-то Магнит больше.
И если сложить квадратуру обеих сетей, получаем более 18кв.км торговых площадей. На этих территориях смело бы уместилось 8 стран, таких как Монако.
Доля X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») на рынке за 2022 год увеличилась с 12,6 до 12,7%, «Магнит»: с 8,7 до 9,9%, и надеемся вы нам простите, если мы округлим эти доли, до 25% всего FMCG рынка. Таким образом весь сектор в интересующем нас значение “валовая прибыль” составляет 4,680 трлн рублей, что в 15 раз меньше всей креативной экономики, всё той же Америки.
Подводя итоги, можно смело развести руками и даваться диву, как же низок культурный уровень всей страны, что бы кто ни говорил. Ведь лучшим барометром рынка был и будет пробитый чек после покупки, а покупок то нет. И дорогой читатель, будь трезв в суждениях, речь идёт буквально о всех гражданах Российской федерации, а не об узких прослойках, к коим вы относитесь. Данная статья, по сути ставит большой вопрос о целесообразности ведения бизнеса в области культуры и искусства, если вы пессимист и не хотите рисковать.
Но так же оправданна будет другая позиция, которая вспомнит жизненный тезис, что мода на те или иные товары/услуги в России появляется с запозданием, относительно Штатов, эпицентра мирового искусства и культуры, в 5-15 лет. Тем самым, кто знает, возможно в 2030-е, спрос и мода, на те же картины будет поистине впечатляющий и затмит более приземлённые сегменты экономики России.
Однако, одно дело мода на товары широкого потребления, где ценность как будто бы легче “упаковать”, другое дело товары и услуги с длинным циклом решения о покупке или с “функциональностью”, которая воздействует/проявляется не сразу. Где акт собирательства сам по себе является неким путём и точками роста, каждый коллекционер поймёт утверждение, что искусство меняет личность, и условный Альберт купивший первую свою картины, будет разительно отличаться от Альберта купившего 117 полотно.